Эпоха ранних кочевников на Алтае

Автор: | 19.03.2019

Эпоха ранних кочевников на Алтае относится к периоду с VII в. до н. э. по I в. н. э. В эту эпоху произошел перелом в жизни населения Алтая. От оседлого образа жизни, люди постепенно стали переходить к кочевому.

Образ жизни в эпоху кочевников на Алтае.

Теперь скот круглый год находился на подножном корму. Это почти безгранично расширило кормовую базу, что в свою очередь привело к быстрому увеличению стад.

Важнейшим условием перехода к кочевому скотоводству явилось приручение коня под верховую езду. Верховой конь совершенно необходим кочевнику для пастьбы табунов, перевозки грузов и для других надобностей.

Узкоспециализированое скотоводство (коневодство, овцеводство) стало теперь ведущей отраслью хозяйства племен Горного Алтая. Кони и овцы бродили большими табунами. Овцы разводились грубошерстные и тонкорунные. Табуны лошадей состояли из местной породы, типа «монголок», неприхотливых к пище и незаменимых в условиях горного бездорожья. Знатные люди владели и породистыми лошадьми из «золотисто-конной» Бактрии, которых за красоту и легкий бег китайцы называли «небесными конями».

С переходом к кочевому скотоводству посевы на зимниках исчезли совсем или значительно сократились.

Производство орудий труда и украшений.

В технике производства произошел важный сдвиг — переход от бронзы к железу. Железо появилось еще в Пазырыкское время, но окончательное торжество его относится к Шибинскому этапу. Железные изделия изготовлялись ковкой. Кузнецы умели сваривать куски железа.

Эпоха ранних кочевников на Алтае приобрела высокий уровень бронзолитейного производства. Это хорошо иллюстрируют такие изделия, как трехгранные втульчатые наконечники стрел и копий, шлемы, котлы, удила. Многие из них, например, удила, целиком отливались в сложных формах.

Изготовление украшений из золота и серебра велось в основном холодной ковкой. Расплющив листочки золота или серебра, наклеивали их или штамповали на прочную основу (металл, дерево, кожа).

Бронзовые зеркала, роговые гребни, золотые и позолоченные гривны, золотые, серебряные, медные браслеты и серьги и другие украшения были широко распространены в быту. Конечно, у знатных лиц преобладали золотые и серебряные украшения, а у рядовых кочевников — бронзовые и медные.

Некоторые изменения произошли и в горной промышленности. В северо- и юго-восточном Алтае началась разработка железных руд там, где они выходили на поверхность. Так как орудия труда стали делать из железа, то добыча цветных металлов сократилась. Объем ее теперь определялся количеством меди и олова, необходимым для производства украшений.

Зато увеличилась добыча рассыпного и рудного золота. Она велась в основном отдельными семьями, а кое-где, возможно, и родами. Обилие золота на Алтае порождало легенды. Некоторые ученые считают, что золото было тогда важнейшей статьей экспорта в Среднюю Азию и Персидскую державу.

Домашние промыслы и одежда ранних кочевников на Алтае.

Эпоха ранних кочевников на Алтае дало большое развитие домашним промыслам. Из шерсти изготовлялся прочный тонкий войлок, белый и цветной. Лучшие сорта его были похожи на современный шляпный фетр. Все шло на пошивку одежды.

Известно было 16 способов обработки кожи. Из нее делали не только одежду, обувь, сбрую, но и посуду и даже украшения.

Мужчины носили полотняные рубахи и широкие штаны, кожаные чулки и мягкие без каблуков сапоги; голову покрывали треухами или войлочными шапками-ушанками, покрытыми кожей. Одежда знатных мужчин дополнялась еще и куртками с удлиненной спиной (фраки).

Знатные женщины носили плащи на меху с декоративными узкими рукавами, тонкие войлочные чулки, мягкие парадные полусапожки, украшенные бисером и цветными камнями.

Одежда богатых людей украшалась аппликациями из цветного меха, посеребренными и позолоченными бляхами. Стан и рукава, например Катандинского халата, были набраны узорами из зеленого, желтого, коричневого меха. Борта и нижний край его отделаны 8 тысячами деревянных пуговиц и 3 тысячами кожаных квадратиков.

Перемены в развитии при переходе к кочевому образу.

В развитии своего производства кочевники имели несомненно большие достижения сравнительно с «карасукцами». Но переоценивать эти достижения нельзя. Эпоха ранних кочевников на Алтае имела и свои минусы: пашни кочевниками были заброшены, техника домашних ремесел оставалась ручной, и продукция их была низкой по качеству. Лучшие вещи, обнаруженные в курганах знати, не местного производства, а куплены или награблены во время военных походов.

Эпоха ранних кочевников на Алтае изменила весь бытовой уклад племен. Переезды с места на место стали обычным явлением. Люди переезжали верхом, тяжести перевозили на арбах, в которые впрягали быков. Верховым конем управляли с помощью сложной узды, седла же были очень просты.

Со временем строительное искусство предков было забыто, т. к. жилища стали делать легкими, простыми и разборными. Это были шалаши типа аила, покрывавшиеся корой и шкурами животных, или кошемные юрты. Домашней утвари стало меньше. Гончарная посуда почти исчезла из обихода, из металлической остались лишь незаменимые большие бронзовые котлы скифского типа. Всю остальную посуду стали делать из небьющихся материалов.

Переход от оседлого образа жизни к кочевому.

У ранних кочевников начался распад первобытнообщинного строя. Эпоха ранних кочевников на Алтае окончательно выделила кочевые племена из оседлых охотничье-рыболовных и пастушеско-земледельческих племен. Теперь междуплеменной обмен еще более усилился. Так как кочевники остро нуждались в продукции оседлого населения (хлеб, металлы и др). А избыток продуктов скотоводства, имевшийся у них, стал поступать в обмен, принимавший все более частный характер.

Кочевые племена были сравнительно небольшими: в них насчитывалось по нескольку родов. М. П. Грязнов, считая пазырыкские курганы усыпальницами племенных вождей, каждого коня, погребенного с ними, рассматривает как подношение вождю от имени рода. Исходя из этого, можно судить о количестве родов в племени, которые возглавлял вождь.

Повседневный быт кочевников был военизирован: мужчины не расставались с оружием, с боевым конем. Когда умирал, в могилу с ним клали меч и лук, боевой чекан, копье, кинжал, а также щит, сделанный из деревянных палочек, переплетенных кожаными ремешками, и обязательно убитых боевых коней.

 

 

Литература:  А. Уманский  Памятники Культуры Алтая.

 

 

 

Эпоха ранних кочевников на Алтае: 2 комментария

  1. Уведомление: Ранний железный век на алтае • Горный Алтай

  2. Уведомление: Река большой Ильгумень и урочище Кур-Кечу. • Горный Алтай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *