Уймонская долина история ее освоения.

Автор: | 25.01.2019

Уймонская долина

От впадения левого притока Коксы долина реки Катунь значительно расширяется и образуется Уймонская долина. Которая протянулась на восток до устья реки Муюты (Мульты), на 35 км. На востоке она упирается в гранитную гряду, которая отходит от Теректинского хребта в южном направлении и отделяет от нее Катандинскую степь. Средняя ширина Уймонской долины составляет 8 км. Расположена в основном на левой стороне Катуни, образуя на правой стороне небольшие степные бухты по течению Большого Окола и Малого Окола, реки Мульты и еще Саксыбайскую степь против устья Коксу. С севера возвышается Теректинский хребет, достигающий 2500 метров средней высоты. Склоны его довольно круто падают к Уймонской долине и прорезаны узкими выемками. Оттуда вытекают левые притоки Катуни: Баштала, Теректа, Дженджек и Маргала.  Уймонская долина лежит на высоте 1000 метров над уровнем моря и по Катуни представляет последнее и самое высокое населенное место, где успешно занимаются хлебопашеством.

Кроме трех основных поселений Усть-Коксы, Верх-Уймона и Нижнего Уймона здесь множество выселок, заимок и пасек. Основное население раскольники, но в последнее время здесь селятся православные переселенцы. Основным занятием является хлебопашество и скотоводство. Засух здесь не боятся, потому что всюду устроено искусственное орошение арыками.

У сказителя Таныспая Шинжина есть такие строки:

Долина Оймона

Просторно легла.

Долина Оймона

Тиха и светла.

Здесь что ни гора —

То легенда, то быль.

Здесь что ни ущелье —

Начало судьбы.

Здесь что ни тропа,

То начало пути —

Пути, по которому

К счастью идти.

Уймонская долина история.

Закрытая горами со всех сторон Уймонская долина столетиями влекла к себе свободолюбивых и предприимчивых крестьян. Их называли «вольными каменщиками». Они же до сих пор называют себя так: «стариковские мы», т. е. люди стариковской веры. А еще старообрядцев зовут в Уймонской долине чистыми, добрыми или «чашечниками».

Предки нынешних сторожил Уймонской долины пришли сюда, спасаясь от гонений на старую веру. После раскола Русской Православной Церкви хранители старых обрядов ушли поначалу на реку Керженец в Семеновский уезд Нижегородской губернии, но там они не нашли спасения. Бегство от реформ патриарха Никона приводило старообрядцев на Север, в Полесье, на Дон и Сибирь. Всех старообрядцев стали называть кержаками — по имени реки, давшей им первый приют.

Старожилы уверяют, что Верхний Уймон на самом деле появился раньше официальной даты его основания (1786 год) лет на сто.

В1726 году Демидов обратился в Берг-коллегию с просьбой на разрешение строительства заводов и открытие рудников в Алтайском и Кузнецком округах. Получив разрешение, он перевел часть своих рабочих в Южную Сибирь. Приписал крестьян к заводам и рудникам. В 1747 году Демидовские земли стали именоваться кабинетскими и перешли в собственность русских императоров.

Работа на рудниках была настолько тяжелая, что никто не доживал до старости. Каторга была намного легче. Поэтому многие оговаривали себя в убийстве чтобы попасть туда. На каторге за убийство отбывали 10 лет и после этого получали свободу, а мастеровые в рудниках оставались на всю жизнь невольниками.

Самые смелые и отважные бежали с заводов в горы и селились в ущельях верхнего течения Бухтармы, а также в глубине Алтая, на реке Катунь. Эти места они называли «камень», и это был для них земной рай за все мучения и страдания. Некоторые приютились в ущельях бурного притока Катуни, реки Аргут. Но их обнаружили купцы, искавшие новый путь в горах. Сообщили о них горнозаводскому начальству. Первая деревня на реке Аргут просуществовала не долго. Беглецам пришлось уйти глубже в долину Катуни. А на Аргуте от них осталось название деревни Белеши (Джазатор).

Уймонская долина уклад жизни староверов.

Уймонская долина приютила всех беглых и переселенцев из Кузнецких кабинецких земель. Старообрядцы смиренно несли свой крест как «инородцы» и извлекали из этого свои выгоды. Они налаживали связи с алтайскими племенами, взаимно помогали друг другу.

Из воспоминаний Кирьяна Викторовича Железнова:

Когда прадеды-то наши сюда бежали, алтайцы шибко добрые к ним были. Скрывали от церковников. Мы здесь крепко на ноги встали: у каждого была усадьба, люди жили богато. Но и трудились шибко. В два часа ночи ложились, а в шесть уже опять на ногах…

Люди в Уймонской долине жили среди дикой природы. Вокруг были нетронутые леса, реки, ручьи и родники. Коренные жители долины из племен кыпчаков и тодошей трепетно относились к природе. Они обожествляли горы, реки и деревья. Староверы им не перечили. Для людей старой веры,тоже были святыми и вода, и травы, и лес. Во все времена вода считалась у ни святой. Вода и огонь очищали человека. Самые истые староверы считали банную воду поганой и мылись, даже в лютые морозы, только в реке. Никогда колодец или ведро с водой кержаки не оставят открытыми. В старообрядческих семьях бытовало поверье: открытая вода измирщена, черти в ней купались. Белье даже зимой женщины полоскали в проточной воде, но ни как не в шайке.

Староверы ходили поклонятся и совершать обряды к тем же источникам, у которых совершали свои языческие обряды местные алтайцы. В этом у них была общая религия — почетание Природы.

В старые времена ни какого надзора за охотой не было. Но как говорили сами охотники-«больше глаз брать нельзя». «Чо толку весной козла-то убивать, он тощий, худой — и сам не поешь, и скотину угробишь…» Природа воспринималась старообрядцами как живое существо, способное понять тебя и помочь.

Сельское хозяйство и животноводство.

Обживая новые земли, переселенцы приноравливались к обычаем коренного алтайского населения. Они удачно сочетали земледелие и скотоводство с добычей пушнины, ловлей рыбы, пчеловодству, заготовкой кедрового ореха. Пища староверов состояла из того, что давала природа. » Базарной» пищей они брезговали. Поэтому приходилось в поте лица добывать свой хлеб. До образования колхозов, староверы сохраняли общинное пользование землей. Пахотные земли распределялись по жребию. Каждая семья получала столько пашни, сколько могла обработать. Сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, лен.

Уймонская долина поражала всех кто попадал туда в дореволюционное время, невероятным обилием скота. Некоторые семьи держали по 300 голов лошадей и до 20 коров. Молоко использовали для сбивания масла в маслобойках. Из птицы держали кур, гусей и уток.

Более зажиточные хозяйства держали маралов и также в большом количестве. Панты маралов продавали в Монголию и Китай и получали не плохие деньги. Маралов держать было выгодней чем лошадей. Сена марал съедал меньше, а прибыль с рогов такая, что ни одна лошадь не заработает. Некоторые даже жертвовали пашней, чтобы огородить новые маральники.

Уймонская долина — это уголок Горного Алтая где по сей день некоторые жители придерживаются обычаев своих предков. Удивительное по красоте и познавательное место для туристов.

 

В статье использованы материалы из книги жительницы Верх-Уймона, Раисы Павловны Кучугановой «Уймонские староверы».

 

 

 

 

 

Уймонская долина история ее освоения.: 3 комментария

  1. Уведомление: Верх- Уймон Усть-Коксинский район. • Горный Алтай

  2. Уведомление: Устье реки Аргут Горный Алтай. • Горный Алтай

  3. Уведомление: Озера горы Красная алтай. • Горный Алтай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *