Село Верх- Уймон Усть-Коксинский район.

Автор: | 23.01.2019

В 12 километрах  от села Усть-Кокса, на правом берегу реки Катунь, расположено село Верх-Уймон. Это одно из старинных сел Усть-Коксинского района. Первое русское село Уймонской долины.  Верх-Уймон основан переселенцами-староверами в 1786 году. В Верх-Уймонское сельское поселение входят села Мульта, Замульта, Гагарка и Тихонькая. Население составляет на 2016 год 562 человека.

История образования села Верх-Уймон.

Споры о том какими какими путями шли староверы в Уймонскую степь, продолжаются по сей день. Одни утверждают, что первопроходцы шли с Бухтармы. Другие доказывают, что Верх- Уймон основан беженцами с кабинетных земель Кузнецкого края. Но есть и другое предположение, по которому в верховья Катуни двигались разные потоки переселенцев и пришли они сюда разными путями и из разных мест.

Первые поселенцы.

Предки старожилов Уймонской долины пришли сюда, спасаясь от гонений на старую веру, после раскола Русской Православной Церкви.

Вот что говорил об истории первоначального заселения Уймонского края Владимир Серапионович Атаманов.

Так откуда же оказались первые поселенцы Верхнего Уймона? Кто они были? Мне пришлось по долгу своей работы встретить в Касьме (Беловский район) старика Фефелова. В разговоре выяснилось, что его  дед ездил к своим родственника далеко в Алтайские горы. Моя бабушка тоже Фефелова. Здесь я тоже встретил Огневых, Бочкаревых, Атамановых, Черепановых. А под Новокузнецком стоит старинное село Атаманово, да и фамилия встречается часто. Никакого нет сомнения, что Верх-Уймон основан беженцами бывших кабинетских земель Кузбасса.

Люди шли все дальше и дальше и дошли до неприступных гор. Дальше пути не было, горы преградили путь неприступной стеной. Это был Аргут. Куда идти? Кругом лес да стены гор. Решили так: несколько человек поднялись на высокую гору и с нее стали смотреть во все стороны. Долго рассматривали местность вокруг. Наконец , увидели очень обширные просторы вверх по Катуни. Это было видно Уймонскую долину. Когда добрались до места , где сейчас стоит Верх- Уймон, им это место очень понравилось.

Здесь было очень много строевого леса, несметное количество зверя, дичи, рыбы… Рыбы было так много, что ее ловили волосяными силками, руками, ситом. Дикой птицы было  столько много, что теперь трудно представить, Первые два года люди питались мясом и рыбой, хлеба не было…

Дикая первозданная природа была так богата и так щедра к новым людям Уймонской долины,  что они долгое время считали перешедшее к ним от кыпчаков и тодошей слово  » уймон» однокоренным с русским «уйма» — в том смысле , что всего в благодатной долине для них было вдоволь, в достатке, и они благодарили Бога, открывшего им эту » пустынь тишайшую», » Еще в начале XX века наши хозяева ездили охранять посевы от козлов,- пишет уймонский краевед В. С. Атаманов,- волки свободно разгуливали по улицам деревни вплоть до 40-х годов XX века.

Уймонцы начинали с того,что рыли землянки; основав свое поселение, стали искать дорогу к «большой земле». Только через два года путь был найден. Особенно трудно пришлось в Громотухах и у Синего Яра. Здесь узкой полоской высоко над рекой прокладывали дорогу, чтобы можно было проехать на телеге. Началось сообщение с Кузнецкой землей. Позднее появились другие поселения старообрядцев — Горбуново, Нижний Уймон, Усть-Кокса, Огневка, Мульта и другие.

У каждого в Верх-Уймоне были родственники или знакомые, которые еще томились в кабинетской неволе. Узнав о земле и воле в далеком крае, переселенцы хлынули новым потоком и заселение долины ускорилось.

Посещение Верхнего Уймона Н. К. Рерихом.

В августе 1926 года побывал на Алтае Николай Константинович Рерих вместе с женой и сыном. Посещение Верхнего Уймона было частью большой экспедиции Рерихов по пути в Гималаи. Главной целью экспедиции было изучение народных легенд о Беловодье, а также о переселении народов.

Николай Константинович много работал, встречался с людьми, записывал легенды, притчи. Ученого и художника интересовали уклад жизни староверов, предметы домашнего обихода. На Алтае он делал наброски пейзажей. В путевом дневнике Рериха записаны такие слова:

«Приветлива Катунь, звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай, чье сердце убоялось суровой мощи и первозданной красоты? Семнадцатого августа видели Белуху, и было так чисто и звонко. Прямо Звенигород.»

Долину между деревнями Верх-Уймон и Катанда он называл духовным центромпрошлого и грядущего веков.

Жила семья Рерихов в доме у простого русского крестьянина-старовера Вахромея Атаманова. И хотя прожил в Верхнем Уймоне всего две недели, а вспоминал об этом всю жизнь.

В настоящее время село Верхний Уймон живет спокойной размеренной жизнью. Население в основном русские. Люди придерживаются веры которую исповедовали предки. Поэтому приезжая сюда старайтесь придерживаться их укладу жизни, что бы не обидеть. Обязательно посетите музеи Н. К. Рериха, а также музей истории и культуры Уймонской долины. С развитием туризма в республике Алтай , в 2005 году был построен капитальный бетонный мост для проезда в село Верх- Уймон. раньше туда можно было попасть только через Мульту.

 

Источник взят из замечательной книги Р. П. Кучугановой  «Уймонские староверы»

 

 

 

 

Село Верх- Уймон Усть-Коксинский район.: 1 комментарий

  1. Уведомление: Уймонская долина история ее освоения. • Горный Алтай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *